Доклад по теме «Сектор взаимодействия Вооруженных Сил и Русской Православной Церкви»

Скачать полный текст доклада: Армия и РПЦ

Прежде чем говорить о роли духовного пастырства в современной российской армии, хочется коснуться проблем мировоззренческого характера, присущих такому важному государственному институту как армия и связанного с ним воинского служения.

Армия — институт специфический и противоречивый по своей внутренней сути. Противоречие заключается в том, что, будучи средством пресечения зла в окружающем мире, армия по определению является инструментом ведения войны, инструментом насилия человека над человеком, одного социума над другим.

Армия призвана защищать свободу, независимость и достоинство нации, духовно-нравственные, социально-экономические и культурные ценности своего народа, отстаивать государственные приоритеты и интересы общества, которое ее формирует и содержит. Великий завоеватель Наполеон Бонапарт говорил: «Народ, не желающий кормить свою армию, будет кормить мою армию».

Совсем недавно в нашем обществе такие два понятия, как церковь и армия, невозможно было представить рядом. Сегодня российские военачальники повернулись лицом к церкви, увидев в священниках реальных помощников в воспитании личного состава и создании в воинских коллективах атмосферы духовности и патриотизма.

Вопросы защиты Отечества никогда не были чужды Русской Православной Церкви. Христианское отношение к войне и воинской службе вытекает из ответов Церкви на самые фундаментальные вопросы: происхождение зла, природа насилия, возможность применения силы в борьбе со злом. В основе этих ответов — учение о грехопадении человека и его искуплении Сыном Божиим.

Церковь и Священное Писание учат, что зло не было сотворено Богом, но получило доступ в наш мир через падение первых людей. И вместе со злом в мир вошло насилие, потому что райские отношения любви и взаимного доверия сменились отношениями власти и подчинения. Первое грехопадение повлекло за собой, начиная с убийства Каином Авеля, длинную цепь зла. Вместо царственного владычества над землей человек стал рабом природы.

В Евангелии от Матфея сказано: «Также услышите о войнах и военных слухах. Смотрите не ужасайтесь; ибо надлежит всему тому быть» (Мф. 24, 6). Властям дан от Бога меч — охранять государство от опасностей: внутренних и внешних. Однако потому, что предоставленный от Бога меч дан в руки грешных людей, он не застрахован от страшных злоупотреблений. Поэтому и война может быть справедливой и несправедливой. Справедливая война — та, которая ведется оружием правды — за алтарь и очаг Отечества; или та, посредством которой подается помощь другим народам, оказавшимся в угнетенном положении.

В Священном Писании исключительно уважительно говорится о военных и их вере. Господь Иисус Христос однажды испытал удивление от большой крепости веры, причем, в разговоре с воином, римским сотником в Капернауме: «… Иисус удивился ему и, обратившись, сказал идущему за Ним народу: сказываю вам, что и в Израиле не нашел Я такой веры» (Лк. 7, 2-9). В Книге Деяний святых апостолов (гл. 10) описывается также христолюбивый воин-сотник Корнилий — «благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу». В Евангелии предполагается, что призвание воина совместимо с нравственной сущностью христианства, и человек надеется спастись не потому, что он воин или не воин, а потому, что он христианин. Меч, употребляемый в праведной битве, не есть меч убийцы, а оружие, данное Господом для водворения правды на земле.

А. Солженицын вложил в уста одного из своих героев такие слова: «Дилемма «мир — война» — это поверхностная дилемма поверхностных умов. Мол, только бы войны прекратить, и вот уже будет мир. Нет! Христианская молитва говорит: мир на земле и в человецех благоволение! Вот когда может наступить истинный мир: когда будет в человецех благоволение! А иначе будут и без войны: душить, травить, морить, колоть под ребра, жечь, топтать, плевать в лицо».

* * *

Союз служителей веры и армии начал формироваться с первых веков христианства на Руси. Ведь русское воинство понимали не иначе как святую доблестную рать, называя его «христолюбивым». В церковном языке слово «воин» имеет особое значение. Среди святых, почитаемых Православной Церковью, целый сонм воинов. Среди них небесный покровитель русского воинства Георгий Победоносец, великие русские полководцы святые благоверные князья Александр Невский и Димитрий Донской, святые князья страстотерпцы Борис и Глеб, князья Михаил и Глеб Черниговские и многие другие.

Подступы к городам от вражеских набегов защищали и монастыри. Русские дружины шли в бой с благословения Церкви, под святыми знаменами и заступничеством чудотворных икон. Вера для них имела огромное значение. Она вселяла уверенность в победе, в правоте своего дела. История сохранила немало тому примеров. Наиболее яркий из них — Куликовская битва, которая произошла в день праздника Рождества Богородицы (8 сентября 1380 г.).

Российскому воину, защищающему мир на своей земле, должно быть понятно, что с православной точки зрения не ему вменяется грех убийства, а его врагу. Более того, агрессор должен рассматриваться не только как самоубийца, но и как преступник, принуждающий к самоубийству другого. Особенно это касается политических и военных лидеров, которые ведут за собой тысячи людей.

Активное взаимодействие Министерства обороны с Московским патриархатом в истории современной России зародилось в начале 90-х годов. Его организационные основы были заложены в совместном заявлении о сотрудничестве, подписанном министром обороны Российской федерации и Патриархом Московским и Всея Руси 2 марта 1994 г. Заявление констатировало цели, основополагающие принципы и направления взаимодействия Вооруженных Сил России с Русской Православной Церковью. С учетом позитивного опыта взаимодействия, накопленного в войсках, а также для придания работе с религиозными объединениями системного характера 4 апреля 1997 г., министр обороны РФ и Патриарх Московский и Всея Руси подписали соглашение о сотрудничестве. Соглашение предусматривает расширение направлений и форм взаимодействия на различных уровнях: от Министерства обороны до воинской части (корабля).

Основные формы участия духовенства в работе с личным составом силовых ведомств:

— посещения воинских частей (кораблей), военных академий (училищ);

— проведение индивидуальных и групповых бесед с военнослужащими, в том числе и с представителями так называемых «групп риска»;

— освящение боевых знамен (оружия, техники);

— консультирование командиров (офицеров воспитательных структур) по вопросам религии и церкви (Офицеры осваивают положительный опыт Церкви в оказании психологической и социальной помощи подчиненным. Священнослужители, в свою очередь, выступают перед руководящим составом, перед слушателями военного института. На учебно-методических сборах офицеров-воспитателей священники знакомят с историей взаимоотношений армии и Церкви, раскрывают духовные, культурные сокровища, участвуют в преподавании гуманитарных дисциплин.);

— установление телефонов доверия в храмах, по которым военнослужащие могут поведать пастырю о своих проблемах, получить психологическую и практическую помощь. Данная форма в настоящий момент находится в разработке. Хотелось бы, чтобы такая форма взаимоотношений появилась как можно скорее и в стенах нашего военного института, так как не всякая проблема взаимоотношений внутри воинского коллектива является поводом для звонка в прокуратуру либо в Комитет солдатских матерей: мудрым словом священник может примирить конфликтующие стороны.

В наши дни под влиянием Церкви возрождаются утраченные традиции поминовения российских воинов, отдавших свои жизни за Отечество. Так, на территории военного института находится памятник выпускникам, пожертвовавших собой ради установления мира в горячих точках. Строй военнослужащих, проходя мимо памятника, всегда выполняет воинское приветствие в его сторону, чествуя погибших в ходе выполнения боевой задачи старших товарищей.

В заключение отмечу, что воинское служение невозможно без любви к Отечеству, без воспитания у военнослужащих патриотического начала, которое должно переживаться совокупно с любовью к ближнему. Примером тому может служить подвиг простого паренька Евгения Родионова, совершенный им в ходе первой чеченской кампании. Родионов не дал боевикам сломить свой дух, отказавшись снять нательный крест, что означало бы отречение его от православной веры, хотя на кону стояла его жизнь.

Автор:
майор Радионов Михаил Анатольевич, представитель Санкт-Петербургского Военного института Внутренних войск МВД РФ, заместитель командира батальона учебного центра по работе с личным составом.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*

19 − 11 =

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.